Приводные цепи
Приводная цепь представляет собой устройство, предназначенное для передачи механической энергии от рабочего органа к ведомому механизму в цепных передачах, а также используется для обеспечения подвижности и гибкости цепи. Для надежной работы открытая цепная передача должна регулярно очищаться и смазываться. Для передачи больших усилий приводные цепи изготовляются многорядными, по нескольку рядов звеньев на каждом валике.
Цепные приводы способны работать при температурах до 300 °С и скоростях до 40 метров в секунду. Также устройства применяются при использовании сталей жаростойкого типа до 800 градусов.
Приводные цепи применяются в приборостроении, тяжелом и химическом машиностроении, автомобилестроении, производстве велосипедов, станков, установок конвейерного типа, машин и оборудования для строительной, сельскохозяйственной, сферы.
Особенности конструкции
Приводные цепи по конструкции бывают:
Роликовые. Представляют собой сборку звеньев, состоящих из внутренних или наружных пластин, валиков с втулками и роликами. Отличительной особенностью роликовой цепи от других видов цепей является наличие дополнительного крутящего (скользящего) элемента — ролика. Благодаря этому повышается КПД привода. Устройства находят применение в передачах со скоростью движения до 20 м/с. В таких приводных цепях в подвижных сопряжениях втулки с валиком и роликом имеет место трение скольжения, в сопряжении роликов с зубцами звездочки преобладает трение качения. Приводные роликовые цепи бывают одно- , двух- , трех- и четырехрядными. Нагрузочная способность многорядных цепей практически пропорциональна числу рядов.
Втулочные. Представляют собой упрощенный вариант роликовых приводных цепей, у них отсутствует каленый ролик. Они значительно дешевле и поэтому находят применение в механизмах широкого пользования (напр. автомобили, велосипеды, мототехника). В отличие от роликовых втулочные цепи имеют увеличенную площадь шарнира, что достигнуто наращиванием диаметра втулки и валика при сохранении стандартных размеров самой цепи. Устройства могут иметь однорядную и двухрядную конструкцию. Такие цепи более просты по конструкции, имеют меньшую массу, но отличаются более низкой износостойкостью.
Зубчатые цепи. Состоят из набора пластин разных типов. Основные пластины имеют внешние боковые плоские поверхности, с помощью которых они сопрягаются с двумя зубцами звездочки. Направляющие пластины обеспечивают центровку цепи относительно звездочек. Для этих пластин посередине венца предусматривается соответствующая канавка.
В устройствах используются шарниры скольжения, в которых вкладыши, закрепленные в пластинах на всей ширине цепи, контактируют с валиком.
Зубчатые цепи в сравнении с роликовыми допускают несколько более высокие скорости, они характеризуются большей плавностью работы, имеют повышенную надежность благодаря многопластинчатой конструкции. Однако у них масса больше, они сложнее в изготовлении и дороже. Из-за этого зубчатые цепи не нашли широкого применения.
Цепи имеют тенденцию отклоняться от их исходного состояния в связи с износом или усталостью. Износ в точке контакта ведет к избыточному удлинению исходного шага (растягиваются), их повреждения в связи с усталостью.
В сравнении с тяговыми цепями, для приводных цепей характерны малые шаги (для уменьшения динамических нагрузок) и износостойкие шарниры (для повышения долговечности).
Материалы изготовления
Элементы приводов (пластины, ролики, вкладыши, втулки) роликовых, втулочных и зубчатых цепей изготавливаются из следующих материалов:
- оцинкованная и никелированная среднеуглеродистая сталь с закалкой;
- цементированная сталь с термообработкой;
- нержавеющая легированная сталь.
Варианты исполнения
Наиболее часто встречаются следующие типы приводных цепей:
- Металлические, роликового типа. Самый распространенный вариант, который подходит практически для всех видов машин и установок. Выдерживают высокие нагрузки и способны работать в широком диапазоне температур.
- Мысовые модели. Напоминают по форме выступающий мыс. Звенья такой цепи чередуются с классическими звеньями, образуя определенную последовательность. Используются преимущественно для аграрной технике (машины для жатвы, обработки сельхозкультур и др.).
- Транспортерные. Используются в тяговых соединениях конвейеров и элеваторов для организации подвижности.