Типы чугунных задвижек
Чугунные задвижки перекрывают поток жидкости или газа. Приспособления имеют хорошие литейные характеристики. О других видах задвижек вы можете прочитать в нашей статье "Типы задвижек". Рабочие условия в трубопроводных системах различаются, поэтому используются разные виды задвижек.
Устройство чугунной задвижки
Задвижки бывают с выдвижным и невыдвижным шпинделем.
Чугунная задвижка состоит из:
- Маховик — устройство ручного привода. Его вращение с помощью шпинделя 2 поднимает и опускает клин 6, который представляет собой запорный элемент. В нижнем положении он размещён на седле корпуса 5 и герметично прикрывает проток присоединительного патрубка 8.
- Шпиндель поднимает и опускает клин 6. В устройстве с выдвижным шпинделем при вращении маховика 1 шпиндель выдвигается из крышки 4 вверх, поднимая за собой клин 6. Повышается габарит устройства. В конструкции с невыдвижным шпинделем, при его вращении, клин 6 перемещается по резьбе. При этом шпиндель постоянно расположен в корпусе 5 в среде рабочей жидкости или газа и разрушается под влиянием данной среды.
- Сальниковый узел уплотняет шпиндель 2 и крыши 4, исключая попадание рабочей среды в окружающее пространство.
- Крышка — предназначена для опоры шпинделя 2, размещения сальникового узла 3 и герметизации рабочих объёмов задвижки. Для осмотра, обслуживания и ремонта внутреннего устройства задвижки, крышка 4 присоединяется к корпусу 5 болтами или шпильками.
- Корпус — конструктивно является одним целым с присоединительным парубком 8 и оснащён седлом для посадки клина 6. В корпусе размещены все узлы и детали задвижки.
- Клин — запорный элемент. Благодаря шпинделю 2 клин поднимается с седла корпуса 5 или опускается на него. После этого проток присоединительного парубка 8 открывается или закрывается. Кроме клина, используются иные запорные элементы — параллельные, шиберные.
- Уплотнительная поверхность герметично запирает соединения клина 6 и сёдла корпуса 5. Выпускается из стойких к химическим влияниям и разнице температур материалов, например, нитриловой или кремнийорганической резины, этиленпропилендиенового каучука, эластомеров для горячих сред. В отдельных задвижках нет уплотнительных поверхностей.
- Присоединительный патрубок соединяет входящие и выходящие плечи трубопровода.
В чугунной задвижке эксплуатируется автоматизированный привод подъёма и спуска запорного элемента. С помощью данной детали задвижка монтируется в систему автоматического управления трубопроводами.
Установка чугунной задвижки
При установке и демонтаже чугунных задвижек необходимы:
- Обслуживающий персонал с аттестацией по нормам и правилам охраны труда, защитной одеждой, инструментом и опытом монтажа запорной арматуры;
- Перед установкой осмотреть внешние и внутренние части корпуса задвижки и проверить ее функционирование, проведя три цикла работы затвора;
- Перед монтажом смазать резьбу шпинделя согласно эксплуатационной документации;
- Задвижку подвешивать в соответствии со схемой строповки. Для больших задвижек важно установить опору для снятия нагрузки с трубопровода;
- Отключить и сбросить давление в трубопроводе;
- Промыть системы водой;
- Убрать лишние вещи и грязь с места монтажа;
- Подвести задвижку к присоединительным фланцам;
- Вставить предусмотренные руководством детали крепежа в отверстия фланцев, монтировать важные уплотнительные устройства и материалы на стыки;
- Затянуть крепёж специальным инструментом в нужном порядке и с необходимым усилием. Затем освободить задвижку от вспомогательных элементов крепления.
Марки чугунных задвижек
Марки или модели чугунных задвижек устанавливаются Стандартом СТ ЦКБА 036-2017. Подраздел 3.7 «Задвижки» в таблице 7 включает набор марок задвижек с наименованиями, список типоразмеров, ссылки на конструкторскую документацию и ТУ или ГОСТ на производство и поставку. В таблице указаны краткие технические особенности чугунных задвижек. Параметры задвижек расшифровывают по обозначению ее фигуры посредством СТ ЦКБА 023-2015.
Согласно этому, для чугунных задвижек:
- Вид арматуры, например, задвижка — 30.
- Материал корпуса, например, чугун серый — ч.
- Тип привода. Если помимо ручного управления иной привод отсутствует, код не указывается.
- Порядковый номер — присваивается регистрирующей организацией.
- Материал уплотнительных колец, например, латунь и бронза — бр.
- Исполнение. Цифра обозначает вариант исполнения.
Рассмотрим пример из СТ ЦКБА 036-2017: Задвижка параллельная, двухдисковая, t до +225°С. Фигура 30ч6бр:
- Материал — серый чугун
- Привод — ручной
- Материал уплотнительных колец — латунь и бронза
Номинальное давление 10 кгс/см². Номинальные диаметры DN: 50, 80, 100. Порядок маркировки чугунных задвижек в производстве регламентируется ГОСТ 4666-2015.
Купить чугунные задвижки можно в интернет-магазине "Промышленная Автоматизация". Инженеры отдела продаж помогут вам с выбором, проконсультируют по возникшим вопросам эксплуатации и ухода.
Оставить заявку или получить обратную связь вы можете написав нам на info@industriation.ru или позвонив по бесплатному номеру 8 800 550-72-52. Специалисты отдела продаж подберут оборудование, проконсультируют по возникшим вопросам и проконтролируют поставку.