Российские производители подшипников
Множество заводов в России производят подшипники или выпускали их раньше..
1. ГПЗ-1 (ОАО «Московский подшипник», Москва). Первый в СССР подшипниковый завод был запущен в 1932 г . Его разместили в юго-восточной промзоне столицы, поскольку там уже действовала железная дорога и проектировалось строительство Южного порта. Завод был возведен рекордно быстро. После начала Великой Отечественной цеха завода были эвакуированы в Куйбышев, Саратов и другие города. где был запущен выпуск подшипников. После победы московские цеха завода были восстановлены. В 1986 г. объем производства достиг максимальных значений — 124 млн подшипников в год. Ассортимент завода был очень широким, включал в том числе крупногабаритные подшипники диаметром до 2.5 м, сепараторы, подшипники качения, специальные подшипники и другие. К 2012 году ОАО «Московский подшипник» производил всего около 240 тыс. подшипников в год. Сейчас производство прекращено, территория заброшена.
2. ГПЗ-2 (ОАО «ГПЗ-2», г. Тверь). До 1932 г. тверской завод был единственным в СССР, где изготавливали подшипники, в том числе сверхточные упорные подшипники для станкостроения. ГП3-2 стал первым отечественным машиностроительным предприятием, на котором внедрили прецизионную штамповку колец упорных подшипников на прессах тройного действия. Завод выпускает шарикоподшипники разных типов и классов точности, весом от 10 до 1650 грамм и наружным диаметром от 19 до 155 мм. в стандартном и специальном исполнениях. Подшипники предприятия поставляются в 52 региона России и используются я в разных сферах: авиации, ракетостроении, судостроении, военной промышленности и других. Выпускаются подшипники из нержавеющей, жаропрочной и подшипниковой стали, сплавов из цветных металлов и со специальными покрытиями. В 2022 г завод приобретен девелоперской компанией «Vesper».
3. ГПЗ-3 (ОАО «СПЗ - Саратовский подшипниковый завод», Саратов). Первый Государственный подшипниковый завод в Москве не мог удовлетворить потребность в подшипниках бурно развивающейся промышленности.И в 1935 г правительством страны было решено построить новый подшипниковый завод. Разместить предприятие решили в Саратове из-за близости к заводам-потребителям: Саратовскому и Ростовскому комбайновым заводам, Сталинградскому тракторному.
Во время Великой Отечественной войны значение предприятия выросло. После эвакуации Московского ГПЗ-1 саратовский завод остался единственным в стране производителем подшипников для военной промышленности. В 1965 г. ГПЗ-3 первый в отрасли организовал производство подшипников для железнодорожного подвижного состава. Также Саратовский подшипниковый завод стал первым в Советском Союзе производителем шарнирных и игольчатых подшипников. Его производство игольчатых (карданных) подшипников по сей день является уникальным на постсоветском пространстве.
ОАО «СПЗ» производит свыше 2 тыс. видов подшипников, которые не хуже зарубежных аналогов по техническими параметрам, и по некоторым их превосходят. Большая часть продукции предприятия - подшипники качения основных конструктивных групп: шариковые, роликовые, игольчатые и шарнирные. Кроме них, на этом предприятии изготавливаются комбинированные подшипники:
- шарико-роликовые;
- шарико-игольчатые;
- ролико-игольчатые;,
- шарнирно-шариковые.
4. ГПЗ-4 (ЗАО «Завод подшипников общего назначения», г. Самара) основан в 1941-м г. Специализацией предприятия стало изготовление шариков радиальных, радиально-упорных и роликовых подшипников с короткими цилиндрическими роликами. Завод выпускал 4000 типоразмеров подшипников качения диаметром от 1 до 600 мм, массой от 1 гр. до 60 кг, от 0 до 2 класса точности.
В 1946 г. завод был разделен на два предприятия: ГПЗ-4 и ГПЗ-9. ГПЗ-4 производит приборные шариковые подшипники, подшипники с длинными цилиндрическими роликами, с витыми роликами, миниатюрные, штампованные упрощённые. ГПЗ-9 производит роликовые конические, роликовые цилиндрические повышенной точности и специальные подшипники. В 1988 г из состава производственного объединения выделен ГПЗ-9, который в 1990 г стал отдельным заводом приборных подшипников ГПЗ-29.
В 2006 г на основе ГП3-4 был образован ООО «СПЗ-4». Это предприятие - основной производитель в России шариковых радиальных и радиально-упорных подшипников с диаметром отверстия от 4 мм до 200 мм. Выпускаются подшипники со стандартными и нестандартными радиальными зазорами. По индивидуальным заказам производятся подшипники с регламентируемым осевым зазором.
Изделия ГПЗ-4 пользуются спросом во многих странах. ГПЗ-4 обладает собственным мощным подразделением станкостроения. В него входят: цех нового станкостроения, экспериментально-технологический цех, цеха электроники и шпиндельный. Имеется сеть экспериментально-исследовательских лабораторий, внедрены автоматизированная система управления и система автоматизированного проектирования.
5. ГПЗ-5 (ОАО «РОЛТОМ», г. Томск) - один из ведущих советских и российских производителей подшипников. Предприятие было создано в 1941 г. на базе части эвакуированного оборудования московского ГПЗ-1. В 1945 г оборудование было решено не возвращать в Москву, а производство преобразовано в самостоятельное. Завод выпускал шариковые подшипники для авиации и космических аппаратов – свыше 300 стандартных типов от миниатюрных с диаметром посадочного отверстия 2 мм до больших с диаметром 220 мм.
В 1990-х годах предприятие переживало кризис, но начало разработку и производство товаров и подшипников, в которых нуждался российский рынок. В 2008 г. работников завода отправили в отпуска, объявив, что это временная мера и завод вскоре возобновит работу. В 2010 г предприятие было окончательно закрыто, территория отдана под застройку.
6.ГПЗ-6 (ООО «Подшипниковый завод No6», затем ЗАО «Шестой государственный подшипниковых завод» г. Свердловск) был образован в июле 1941 г. в городе Свердловск на базе части цехов эвакуированного московского ГПЗ-1. В начале 90-х предприятие реорганизовано в ЗАО «Шестой государственный подшипниковых завод». В 2006 г. производственная база предприятия перенесена в г. Миасс Челябинской области.
Главной продукцией завода являются промышленные и автомобильные подшипники. Основные виды продукции – роликовые конические и упорные подшипники, роликовые однорядные и двухрядные подшипники, подшипники радиальные, упорные, радиально-упорные, сферические двухрядные, подшипники для сельскохозяйственной техники. Производятся подшипники диаметром от 40 до 1130 мм.
У завода действуют филиалы в Казахстане и Вьетнаме.
7. ГПЗ-10 (ОАО «Десятый подшипниковый завод», г. Ростов-на-Дону) - крупное предприятие Юга России, находится в юго-западной части Ростова-на-Дону. Организация начала работу в 1938-м году как мастерская по ремонту подшипников, через 17 лет был получен статус завода. Специализация предприятия - подшипники качения: роликовые с короткими цилиндрическими роликами, конические, игольчатые, карданные и автомобильные запчасти. Сегодня ГПЗ-10 успешно развивает направление станкостроения для покрытия собственных потребностей в оборудовании, осваиваются новые виды продукции и запускаются новые производства.
8. ГПЗ-13 (ОАО «Ижевский подшипниковый завод», г. Ижевск) создан в 1956 г. и выпускал однорядные шариковые подшипники лёгкой и средней серий и игольчатые роликовые радиальные подшипники с пластиковым сепаратором. Эти детали устанавливались в легковых и грузовых автомобилях, мототранспорте, тракторах и сельхозмашинах, станках и оборудовании, мотоблоках, стиральных машинах, пылесосах, электропилах и другой технике.
Предприятие производит типы подшипников с 201 по 306:
- открытый подшипник;
- с одной защитной шайбой;
- с двумя защитными шайбами;
- с двухсторонним резиноармированным уплотнением.
Все вышеназванные подшипники соответствовали техническим требованиям классов точности 0 и 6, категории В. Также производились подшипники в малошумном исполнении.
В 2000-х годах завод обанкротился и был ликвидирован. Сейчас производственные корпуса предприятия перестроены в офисные центры и супермаркеты.
9. ГПЗ-14 (ЗАО «Прокопьевский шарикоподшипниковый завод малых серий» г. Прокопьевск) возник в 1948 г. Позже в предприятие входили два уральских подшипниковых завода: ЗАО «Томский подшипник» г. Томск и ООО «НПО ПШПЗ», г. Прокопьевск. Завод выпускал шарнирные, шариковые подшипники качения и запасные части к ним, изготавливаемые из стали и сплавов высокого качества. Ассортимент предприятия составлял свыше 180 моделей и типоразмеров подшипников. Главной продукцией были роликовые игольчатые двухрядные и многорядные, шариковые упорные одинарные подшипники диаметром более 1 м, шариковые радиальные однорядные и шариковые радиально-упорные подшипники.
В середине 2000-х годов заводом были потеряны многие рынки сбыта. К марту 2013 г. имущество предприятия распродали, завод прекратил своё существование.
10 ГПЗ-15 ОАО «Волжский подшипниковый завод» (г. Волжский) запущен в 1961 г. Сегодня завод производит конические и цилиндрические роликовые подшипники для рельсового транспорта и автомобилей, сельскохозтехники, станкостроения. Предприятие является частью европейской подшипниковой корпорации "ЕПК", которая выпускает подшипники для всех отраслей машиностроения.
11. ГПЗ-16 (АО «Степногорский подшипниковый завод», с 2014 года «ЕПК», Степногорск) построен в 1976 г. во время бурного строительства и развития экономики Советского Союза. Предприятие выпускает:
- роликовые радиальные подшипники с короткими цилиндрическими роликами (применяются в железнодорожной технике),
- вагонные буксовые подшипники,
- роликовые радиальные подшипники с короткими цилиндрическими роликами для железнодорожного подвижного состава,
- бессепараторные подшипники.
На предприятии производят модернизированные сферические двухрядные роликовые подшипники. Это аналоги подшипников иностранного производства, но значительно ниже их по себестоимости. Продукция реализуются через структурное подразделение ЕПК.
12. ГПЗ-20 (ЗАО «Курская подшипниковая компания», г. Курск) образован в 1972 г. Завод изготавливает упорные, игольчатые и радиальные подшипники. По индивидуальным заказам завод производит новое поколения подшипников с антифрикционным твёрдосмазочным заполнителем закрытого типа.
13. ГПЗ-21 (Шарикоподшипниковое предприятие No21, Москва) начал свою работу в 1970 г. Специализацией ГПЗ-21 был выпуск «тел качения" - шаров из различных материалов для многих отраслей промышленности. Шарики изготавливаются диаметром от 1,5 мм и более из любых марок сталей, цветных металлов и других материалов. К концу 2015-го года предприятие прекратило своё существование.
14. ГПЗ-22 (ОАО «Дагестанский подшипниковый завод», г. Дагестанские огни) производил шарнирные подшипники. С 2005 года предприятие прекратило деятельность.
15. ГПЗ-23 (ЗАО «Вологодский подшипниковый завод», г. Вологда) запущен в 1969 г. и является одним из лидеров производства шариковых подшипников в России. Шарикоподшипники этого производителя установлены в большинство моделей автомобилей.
16. ГПЗ-24 (ООО «Пензенский Подшипниковый Завод», г. Пенза) образован в 2002 г. Завод производит игольчатые и роликовые подшипники, а также подшипники линейного перемещения. Помимо производства подшипников и деталей для автомобилей, предприятие имеет дополнительные виды деятельности в строительной отрасли. Это строительство гражданских зданий разного назначения, автодорожное и авто-магистральное строительство, а также производство инженерных сооружений различного типа.
17 ГПЗ-29 (ЗАО «ЗПП - завод приборных подшипников», г. Томск) запущен в 1954 г. Данное предприятие - крупнейший в России производитель миниатюрных прецизионных шариковых подшипников метрической и дюймовой систем измерения.
18. ГПЗ-31 (ЗАО «Завод миниатюрных подшипников», г. Самара) запущен в 1932 г. в Москве, в 1941 г. эвакуирован в Самару. Данный завод - крупнейший в России производитель миниатюрных прецизионных шариковых подшипников метрической и дюймовой систем измерения.
19. ГПЗ-34 (ОАО «ГПЗ-34», г. Ростов-на-Дону). История предприятия началась в 1938 г. как небольшая мастерская по восстановлению подшипников. После Великой Отечественной войны на этой базе был образован “Ростовский Ремонтно-Подшипниковый завод”. На предприятии помимо восстановления запущено производство роликовых, шариковых, сферических, упорных подшипников. В результате реорганизации производство в 1993 г. было переименовали в “34-ый подшипниковый завод”. Выпускались роликовые конические, однорядные шариковые радиальные, радиальные роликовые сферические, шариковые упорные, роликовые упорные, шарнирные подшипники. В 2007 г. завод прекратил существование.
20. ГПЗ-200 (ОАО «ОК-Лоза», Сергиево-Посадский городской округ, пос. Лоза) запущен в 1949 г. Завод производит:
- высокоточные приборные шариковые подшипники;
- радиальные однорядные подшипники: с защитными шайбами и без; с упорным бортом и без;
- радиально-упорные однорядные и двухрядные подшипники;
- подшипники для медицинской техники;
- подшипники из немагнитных сплавов;
- подшипники из теплостойкой стали;
- подшипники маломоментные типа «гладкая втулка»;
- подшипники маломоментные с цапфой вместо внутреннего кольца;
- подшипники многорядные маломоментные специальные;
- совмещённые опоры, специальные подшипники;
- двухрядные неразъёмные подшипники;
- прочие комплектующие;
- шарики;
- детали турбокомпрессоров двигателей автомобилей и тракторов;
- подшипники шариковые радиально-упорные двухрядные специальные с наружным диаметром до 200 мм;
- подшипники шариковые однорядные радиальные с наружным диаметром до 200 мм;
- подшипники шариковые однорядные радиально-упорные с наружным диаметром до 200 мм.
Изготовленные в предприятии подшипники стояли в первых межконтинентальных баллистических ракетах, в спутниках и космических кораблях, в орбитальных станциях и в другой специальной технике. Удивительные миниатюрные подшипники Лозы в составе приборов управления и исполнительных механизмов автоматических межпланетных станций и аппаратов побывали на Луне, работали на поверхностях Марса и Венеры.
21 ГПЗ-300 (ОАО «Кузнецкий роликовый завод», Пензенская область, Кузнецкий район, с. Пионер). Кузнецкий роликовый завод выстроен в 1941 г. для исполнения заказа обороны. В 1950 г. по решению Руководства СССР данный завод поменял профиль в ремонтно-подшипниковый завод, а в 1961 г. освоил изготовление цилиндрических роликов для укомплектования машиностроительного и тракторного производства. В последние годы предприятие производит свободные цилиндрические шарики и ролики.
22 . ГПЗ-400 (Лукояновский ОАО «Подшипник»), г. Лукоянов. Предприятие было создано в 1967 году, как обособленное подразделение Вологодского подшипникового завода. Основными видами деятельности завода были ремонт и восстановление старых подшипников, а также производство новых. В советское время завод производил однорядные шариковые подшипники для автомобильной и сельскохозяйственной техники. Главной продукцией завода являлись шарнирные подшипники качения групп ШС, ШСП, ШСЛ 37 типоразмеров и модификаций.
С начала 90-х годов предприятия переживало трудные времена. С получением самостоятельности завод утратил многие экономические связи с главными потребителями его продукции. Значительно уменьшились объёмы выпускаемой продукции и производственные мощности. В 2000-х годах с приходом на российский рынок дешевой китайской подшипниковой продукции, завод постоянно терял позиции на рынке сбыта подшипников. К концу 2016-го года предприятия было признано банкротом. Производство подшипниковых изделий полностью остановлено.
23. ГПЗ-500 (ОАО «Шумихинский завод подшипниковых иглороликов», Курганская область, г. Шумиха). История предприятия начинается в 1942 г, когда в г. Шумиха Курганской области была эвакуирована производственная база Московского ремонтно-подшипникового завода. В годы Великой Отечественной войны завод восстанавливал подшипники качения, использующихся в военной технике. После победы предприятие занималось ремонтом подшипников для нужд народного хозяйства.
В 1961 г. запущена первая линия по сборке собственных роликов для подшипников. С 1974 г. производство игольчатых роликов становится главным родом деятельности завода. В период 1961 – 1991 гг завод увеличивал производственные мощности и наращивал объём выпуска. Предприятие производит свыше 200 разновидностей продукции. Большая ее часть - ролики игольчатые и цилиндрические диаметром от 1 до 10 мм и роликовые радиальные игольчатые подшипники. Выпускаемые изделия соответствуют от 2 до 5 степеням точности. Продукция завода используется в горнодобывающей промышленности, тяжелом машиностроении, кроме того, для производства непосредственно подшипников различных типов.
Шумихинский завод - один из лидирующих производителей игольчатых роликов на постсоветском пространстве. На предприятии совершенствуется производственная база, повышается качество выпускаемой продукции, разрабатываются новые виды подшипников и роликов.
24. ГПЗ-600 (ООО «Волгоград-РПЗ», г. Волгоград) начал работу в 2001 г. Предприятие выпускает:
- шариковые и роликовые подшипники;
- валы трансмиссионные с двусторонними ступенями и криволинейными поверхностями стальные;
- колёса для цепных передач (цепные звёздочки);
- подшипники качения шариковые радиальные сферические двухрядные специальной конструкции и наружным диаметром от 55 до 125 мм;
- передачи гидромеханические с планетарными передачами;
- подшипники качения роликовые со сферическими роликами радиальные с закрепительными втулками и наружным диаметром от 125 до 250 мм;
- подшипники качения шариковые радиальные однорядные с упорным бортом на наружном кольце наружным диаметром менее 30 мм;
- подшипники качения шарико-роликовые упорно-радиальные и специальные наружным диаметром от 30 до 55 мм;
- подшипники качения роликовые со сферическими роликами радиальные закрытого типа.
- вкладышей подшипников скольжения коленчатого вала;
- упорных полуколец;
- втулок;
- поршневых пальцев для тракторных, комбайновых, судовых, тепловозных, автомобильных грузовых и легковых двигателей, промышленных компрессоров и насосов.
25. ГПЗ-700 (ЗПС, «Завод подшипников скольжения», г. Тамбов) создан в 1932 г. В 1958 г. предприятие запустило производство вкладышей коленчатых валов и алюминиевых поршней для дизельных двигателей автомобилей и тракторов . Этот завод является самым крупным производителем в СНГ:
26 ГПЗ-800 (ЗАО ПЗ «КУБАНЬПОДШИПНИК», г Краснодар) образован в 1946 г. Краснодарский подшипниковый завод выпускает следующие виды подшипников:
- шариковые - радиально-одноядерные, упорные, радиальные сферические двухъядерные, радиально-упорные подшипники;
- роликовые - с витыми роликами, конические, игольчатые, с цилиндрическими роликами, разборные, с короткими цилиндрическими роликами, упорные роликоподшипники;
- шарнирные подшипники.
В 1989 г. краснодарское предприятие заменило отечественный парк станков на станки немецкого производства. Это позволило начать выпуск подшипников высокого класса точности. С 2006 г выпуск подшипников прекращен, предприятие продает изделия других заводов-производителей.
27. ГПЗ-900 (ОАО «Казанский подшипниковый завод», г. Казань) был запущен в 1999 г. и изготавливал шариковые и роликовые подшипники. В 2007 г завод ликвидирован.
28. ГПЗ-1000 (ЗАО «Самарский ремонтный подшипниковый завод», г. Самара) запущен в 1995 г. и производит следующие виды подшипников:
- радиальные шариковые и роликовые;
- радиально-упорный роликовый;
- упорный;
- сферический;
- шариковый;
- специальные для железнодорожного транспорта.
- hb1-подшипники премиум класса;
- hb2- подшипники 0 и 6 класса точности;
- hb3- подшипники для неответственных узлов, например, сельскохозяйственной техники.
29. ООО «Автоштамп» (г. Саратов) основан в 1991 г. Предприятие производит подшипники серий:
30. ООО «СЗПК» (Северо-Западная Подшипниковая Компания, г. Санкт-Петербург) входит в группу компаний SZPK Group и является генеральным дистрибьютором Северо-Западной Промышленной Корпорации, крупного российского концерна, реализующей технику для производства. Компания создана в 1995 г. и производит следующие виды подшипников:
- шариковые;
- роликовые;
- сферические роликовые и шариковые;
- игольчатые;
- конические;
- шарнирные;
- корпусные.
СЗПК это крупное предприятие, поставляющее подшипники для различных отраслей промышленности. С 2009 г. Северо-Западная Подшипниковая Компания является официальным дистрибьютором фирмы NSK (Япония) на территории России.
31. ООО «КПК» («Курская подшипниковая компания», г.Курск) возникла в 1972 г. Завод производил широкий ассортимент подшипников для различных отраслей промышленности. Особенностью предприятия было производство подшипников с антифрикционным термосмазочным заполнителем (АФЗ). Такие подшипники предназначены для работы в неблагоприятных условиях, где замена или обслуживание подшипников осложнено или влечет серьезные издержки. В 2020 г. предприятие прекратило свою деятельность.
- Шарик из подшипниковой стали ШХ-15;
- Шарик из нержавеющей стали 95Х18;
- Шарик из нержавеющей стали 12Х18Н10Т;
- Шар-клапан;
- Шарик из кремний-молибденовой стали 55СМ5ФА;
- Шары стальные мелющие для шаровых мельниц;
- Шарик из материала латунь;
- Шарик из сплава алюминия.
- шарикоподшипники;
- роликоподшипники;
- конические подшипники;
- линейные направляющие;
- цилиндрические подшипники;
- игольчатые подшипники;
- подшипники ступицы.
32. ООО «Волжский стандарт» (г. Волжский), основан в 2006 г и входит в состав Европейской Подшипниковой Корпорации. Предприятие выпускает подшипники под торговой маркой "Волжский стандарт". Роликовые и конические подшипники отличаются увеличенным сроком эксплуатации, повышенной грузоподъёмностью и низким уровнем шума.
33. ЕПК («Европейская подшипниковая корпорация», Москва) учреждена в 2001 г. Предприятия корпорации собирают подшипники качения всех конструктивных групп с наружным диаметром от 20 до 2200 мм. Собственное конструкторское бюро разрабатывает и запускает производство новых видов подшипников, в том числе для замены подшипников иностранного производства.
34. ООО «ЗМС» («Завод малых серий», г. Томск) учрежден в 1999 г. и специализируется на производстве стальных шариков. Многие подшипниковые заводы реализуют шарики как детали, но лишь «Завод малых серий» изготавливает шарики из разнообразных металлов:
Предприятие производит шарики в широком диапазоне размеров - от 1,588 до 100 мм. Также завод производит шариковые и роликовые подшипники.
35. ООО «СВПЗ» (ООО «Средне-Волжский подшипниковый завод», г. Самара) создан в 2006 г. Завод осуществляет полный цикл производства крупногабаритных подшипников. Производится более 400 типоразмеров роликовых и шариковых подшипников.
36. ООО «ГПЗ» (г.Вологда) образован в 2007 г. Предприятие производит подшипники качения и скольжения. В 2011 г. на заводе установлены дополнительные автоматические линии: для производства шариковых подшипников качения; для шлифования внутренних и наружных колец, а также линии автоматической сборки подшипников.
37. TSN образован в 1954 г. Предприятие производит запасные части, комплектующие и расходные материалы для легковых, грузовых автомобилей, автобусов, специальной и сельскохозяйственной техники, в том числе различные виды подшипников:
38. ООО «Завод авиационных подшипников» (г.Самара) вышел из состава 4 ГПЗ в 1996 г. и стал специализироваться на производстве высокоточных и специальных подшипников. В 2005 г. стало частью ОАО «Европейская подшипниковая корпорация» (ЕПК). Подшипники с товарным знаком «ЗАП» используются в самолётах и космических кораблях, автомобилях и тракторах, морских и речных судах, станках и промышленных электродвигателях.
Купить подшипники можно в интернет-магазине “Промышленная Автоматизация”.
Оставить заявку или получить обратную связь вы можете написав нам на info@industriation.ru или позвонив по бесплатному номеру 8 800 550-72-52. Специалисты отдела продаж подберут оборудование, проконсультируют по возникшим вопросам и проконтролируют поставку.