Устройство и неисправности ступичного подшипника
Устройство ступичного подшипника
Ступичный подшипник - узел ходовой части транспортных средств. Данные детали крепят колёса к ступице или поворотному кулаку. В качестве ступичных, инженеры используют преимущественно два типа подшипников:
- Цилиндрические шариковые или роликовые;
- Конические радиально-упорные роликовые.
Подшипники обоих типов могут быть как однорядными, так и двухрядными, в зависимости от индивидуальных требований и характеристик самого автомобиля. Встроенные ступицы обладают антиблокировочными свойствами. Подшипники, которые используются как родные, обычно имеют закрытый тип конструкции, а значит не подлежат ремонту. Хороший пример конструкции подшипника ступицы – это устройство отечественного автомобиля ВАЗ 2107, в котором сзади ступицы расположены шариковые подшипники, а спереди – конические. В другом российском автомобиле, ВАЗ 2108, на задней оси используются конические узлы, а впереди — цилиндрические двухъядерные элементы.
Неисправность и замена ступичного подшипника
Причины поломки следующие:
- Чрезмерная нагрузка, оказываемая на подшипник;
- Резкое торможение;
- Сильные перепады температур и условий окружающей среды.
Определить, поломался ли ступичный подшипник, можно самостоятельно. Для этого вам необходимо:
- Проверьте заедание, прокручивая колесо;
- Двигайте колесо вверх-вниз, проверяя и прямые траектории.
У радиально-центрических подшипников люфт недопустим! Однако для радиально-упорных минимальный люфт является нормой. Для цилиндрических узлов наличие люфта говорит о полном износе изделия, а в конических легко устраняется регулировкой.
Регулировка ступичного подшипника требует некоторых знаний, навыков и наличия инструментов по списку:
- Отвёртки нужных размеров;
- Гаечные ключи;
- Пассатижи;
- Молоток.
После первичной подготовки можете приступать к регулированию. Раскрутите болты колёс до слабого стягивания, выведите колесо и снимите его, используя домкрат. Сбейте защитный колпачок с помощью молотка и раскройте усики, пассатижами освободите стопор. После проделанных манипуляций закрутите гайку ступицы сначала полностью, а затем расслабьте примерно на четверть оборота. Затем проверьте, вращается ли ступица и соберите механизм в обратном порядке. В завершении убедитесь, что люфт устранён. Если процедура не помогла избавиться от шума, хруста или люфта, подшипник негоден и его рекомендуется заменить в целях безопасности.
Подшипник ступицы должен устанавливаться легко. В случае, если вы ощущаете сопротивление, замените изделие. Скорее всего посадочное место изношено, а использовать такие механизмы опасно.
Срок службы ступичных подшипников зависит от многих факторов. В их числе и качество самого изделия, и внешние факторы среды, и манера вождения. В среднем подшипники сохраняют свои свойства от 50 до 150 тысяч км. После прохождения указанных пределов подшипник изнашивается, о чём сигнализирует значительный расход топлива и специфичный гул. Гул может появиться раньше – спустя 5-10 тысяч км в случае, если подшипник подобран неправильно или бракован. Основные причины гула ступицы подшипника:
- Сепаратор подшипника плохо смазан, излишне смазан или не смазан вовсе;
- Внутрь подшипника попала пыль, влага, куски грязи, из-за чего появились повреждения сальников и защитных пластин;
- Соседние детали машины износились, и на подшипники попадают продукты износа – стружка и металлическая пыль;
- Некачественная смазка или неподходящий тип материала.
Существует целый ряд аспектов, которые ускоряют износ подшипников:
- Резкое торможение, дрифт, агрессивная манера вождения;
- Езда на максимальных нагрузках по некачественным поверхностям;
- Недостаточный прогрев машины в зимнее время;
- Тормозные системы близки к выходу из строя, сильно перегреваются или вибрируют, передают тепло подшипникам и влияют на консистенцию смазки;
- Передние колёса и углы развала плохо откалиброваны;
- Установка нестандартных дисков с вылетом наружу. Из-за этого меняется центр тяжести, и нагрузка распределяется неправильно.
Если слышен треск, стук и другие неприятные шумы, подшипник изношен довольно сильно и его пора менять. Самостоятельно определить, какой именно подшипник сломан, можно:
- На слух. Прислушайтесь, откуда доносится гул, проверьте свои догадки на повороте, если гул усилился, то дело в передней ступице;
- С помощью домкрата. Приподнимите машину, вывесьте колеса и накачайте их вручную вдоль оси вращения в обеих плоскостях. У неисправного колеса люфт увеличен.
- Вращение колеса. Если при быстром повороте подвешенного колеса вы услышите непривычные звуки, то дело в подшипниковом узле. Кроме гула может появиться заклинивание, которое говорит о том же.
- Изношенный подшипник перегревается сильнее остальных.
Для замены подшипника требуются следующие инструменты:
- Ступичный съёмник с набором дисков различного диаметра;
- Молоток и зубило;
- Торцовый ключ;
- Ударная отвёртка;
- Круглогубцы;
- Набор рожковых и накидных ключей, в том числе, динамометрический.
Заменить ступичный подшипник можно, следуя пунктам:
- Приподнимите неисправное колесо с помощью домкрата;
- Подберите подходящий ключ, открутите гайку ступицы, шаровую опору и суппорт тормоза;
- Снимите тормозной диск и ступицу с седла. Если ступица плохо поддаётся, разрешается аккуратно и точечно использовать молоток;
- Избавляемся от сломанного подшипника и от обоймы;
- Осматриваем подшипник, очищаем седло;
- Заменяем старый подшипник новым, устанавливая свежий, смазанный в чистое седло;
- Забейте ступицу в стойку до половины, установите тормозной диск;
- Затяните гайку;
- Установите шайбу и прочно затяните колесо.
Вместе с заменой старого подшипника, вам потребуется и замена сальника. Позаботьтесь о новом изделии заранее, так как устанавливать новый подшипник и старый сальник категорически запрещено. После проделанных манипуляций продолжайте работу над заменой подшипника:
- Снимите внутреннюю обойму малого подшипника.
- Очистите поверхности вблизи подшипника. Ступица и цапфа не должны быть покрыты пылью, излишками смазки и другими нежелательными материалами. Обязательно убедитесь, что на изделиях нет признаков коррозии, трещин и других неисправностей. При обнаружении трещин на ступице, требуется её замена.
- Если со ступицей всё в порядке, то смажьте её и цапфу подходящими материалами.
- Запрессуйте наружную обойму малого подшипника. Для выполнения задачи можно использовать специальный молоток или пресс.
- Проведите осмотр посадочных мест, очистите их от старой смазки и замените новым составом.
- Приступайте к монтажу внешней обоймы наружного подшипника.
- Установите сальник и соберите подшипниковый узел.
Купить подшипники можно в интернет-магазине “Промышленная Автоматизация”.
Оставить заявку или получить обратную связь вы можете написав нам на info@industriation.ru или позвонив по бесплатному номеру 8 800 550-72-52. Специалисты отдела продаж подберут оборудование, проконсультируют по возникшим вопросам и проконтролируют поставку.