info@industriation.ru
Для заявок и обратной связи
Звонок бесплатный
Сравнения
Избранное
Корзина
0
Меню

Рекомендации по монтажу и демонтажу подшипников

Общие правила установки и демонтажа подшипников:

  • Наличие знаний, опыта и понимания процесса у персонала
  • Установка подшипников производится в подготовленном месте, вдали от источников загрязнения
  • Наличие правильно подобранного инструмента и необходимых материалов и приспособлений
  • Строгое следование технической документации, чертежам и инструкциям
  • Проверка точности размеров и форм всех деталей, сопряженных с подшипниками
  • Тщательная очистка деталей подшипникового узла перед монтажом
  • Извлечение подшипников из заводской упаковки непосредственно перед установкой в узел
  • При необходимости расконсервации подшипники промыть в соответствующем растворе и просушить
  • Не допускать хранение подшипников после расконсервации без защиты от коррозии более двух часов
  • Посадочные поверхности подшипника, вала и корпуса необходимо покрыть тонким слоем смазки перед установкой
  • Исключить прямые удары по деталям подшипника при установке и демонтаже
  • Запрещено производить установку и демонтаж с передачей силы с одного кольца подшипника на другое через тела качения

Подготовка подшипников к установке

При подготовке к монтажу, заранее проверяют маркировку на упаковке и на самих подшипниках. Вскрывают упаковку непосредственно перед началом работ. Расконсервацию производят согласно инструкции по хранению, расконсервации подшипников и их деталей и обращению с ними. Обычно расконсервацию проводят в горячем минеральном масле (80-90°С) и тщательно промывают в 6-8% растворе масла в бензине или в антикоррозионных водных растворах температурой 75-85°С.

Хранение подшипников после расконсервации без защиты от коррозии более двух часов не желательно. После расконсервации необходимо обеспечить защиту подшипников от коррозии при проверке, установке, сборке и хранении согласно внутренней инструкции.

Перед установкой подшипника нужно сверить соответствие его внешнего вида, легкости вращения, размеров зазоров требованиям нормативно-технической документации.

У подшипников открытого типа визуально проверяется наличие загрязнения, забоин, коррозии, повреждений сепаратора, комплектность заклепок и тел качения, плотность установки элементов. У подшипников закрытого типа проверяется целостность уплотнения и защитных шайб. Легкость вращения проверяют от руки, вращением наружного кольца, удерживая подшипник за внутреннее кольцо в горизонтальном положении. Вращение должно быть плавным, без резкого торможения. Если требования к подшипнику строже, давность вращения проверяют с помощью приборов.

Радиальный зазор проверяют с помощью индикатора. Для этого одно из колец фиксируют при горизонтальном положении оси и смещают свободное кольцо измерительным усилием в радиальном направлении противоположные положения. Радиальный зазор определяется из разницы показаний прибора. Для точности данных свободное кольцо вращают относительно начального положения оси подшипника и проводят три измерения. Осевой зазор определяют таким же методом, но в вертикальном положении оси подшипника и свободное кольцо смещают в осевом направлении. В некоторых видах подшипников радиальные зазоры можно измерить с помощью щупа. Например в радиальных двухрядных сферических роликовых подшипниках и подшипниках с цилиндрическими роликами без бортов на наружных кольцах с диаметром посадочного отверстия свыше 60 мм.

Отверстия и торцы корпусов, и посадочные поверхности и торцы валов проверяют на наличие забоин, царапин, глубоких следов обработки, коррозии, заусенцев и загрязнений перед началом установки. Валы необходимо проверять на отсутствие изгиба (прямолинейность) оси, особенно при соотношении длины и наибольшего диаметра больше 8. Прямолинейность проверяется вращением вала в центрах с помощью стрелочных приборов. 

Посадочные поверхности, расположенные на одной оси, проверяются на соосность в соответствии с нормами, установленными технической документацией. Соосность раздельных корпусов, в которые устанавливаются подшипники одного вала, согласно требованиям технической документации, обеспечивается с помощью прокладок или других средств.

Если два радиальных подшипника устанавливаются на одну посадочную шейку, разница радиальных зазоров не должна превышать 0,03 мм и не более половины поля допуска по внутреннему и наружному диаметрам колец.

Монтаж подшипников

Монтажные поверхности валов и корпусов необходимо тщательно промыть, протереть, просушить и покрыть тонким слоем смазки. Каналы подвода смазки также нужно продуть и прочистить от стружки и прочих посторонних частиц. Во время установки подшипника усилие напрессовки должно передаваться только через напрессовываемое кольцо — внутреннее при монтаже на вал и наружное при монтаже в корпус.

Проводить монтаж, передавая усилие с одного кольца на другое через тела качения не допускается. При установке подшипника одновременно на вал и в корпус, усилие передается на торцы обоих колец.

Нельзя допускать удары непосредственно по кольцу или приглашать монтажные усилия к сепаратору. Если удары по кольцу неизбежны, наносить их допускается только через втулку из мягкого металла. При установке на вал с натягом подшипников открытого типа с цилиндрическим отверстием, их рекомендуется предварительно нагреть в масляной ванне.  Подшипник погружают в ванну с чистым минеральным маслом, нагретым до 80-90°С на 15-20 минут в зависимости от размеров. Подшипники с защитными шайбами и постоянно заложенной смазкой следует нагревать в термостате.  После установки нагретый подшипник доводят до места небольшим усилием, при этом сторона подшипника с заводской маркировкой должны быть снаружи. При монтаже крупногабаритных подшипников с диаметром внутреннего конического отверстия больше 120 мм, применяют гидравлический распор, позволяющий произвести качественную установку подшипника, исключая повреждения монтажных поверхностей. 

Перед установкой подшипника в корпус с натягом рекомендуется предварительно охладить подшипник жидким азотом или сухим льдом, либо нагреть корпус.

Чтобы предотвратить возникновение перекоса монтируемого кольца, применяют способы, при которых на кольцо осуществляется равномерное и одновременное давление по всей окружности. Для этого используют трубы из мягкого металла, внутренний и наружный диаметры которого немного больше диаметра отверстия и наружного диаметра кольца соответственно. На свободном конце трубы устанавливают заглушку сферической формы, к которой прилагают усилие при монтаже.

Для создания монтажного усилия применяют механические и гидравлические прессы или молотки через монтажную трубу с заглушкой при монтаже с небольшим натягом подшипников малого размера. При любом способе, особенно с помощью молотка нужно обеспечить равномерное осевое перемещение кольца. Перекос при монтаже приводит к образованию задирой на монтажной поверхности, неправильной установке подшипника, что сокращает срок его службы и может вызвать разрыв монтируемого кольца.

Двухрядные сферические шариковые подшипники с коническим отверстием монтируют на цилиндрическом валу при помощи закрепительных и стяжных втулок, а на валах с конической шейкой непосредственно на шейку вала. Для установки подшипников с диаметром отверстия до 70 мм и нормальными натугами применяют монтажную втулку, навертываемую на резьбовой конец вала. Усилие осуществляется на торец закрепительной втулки или при монтаже без закрепительных втулок непосредственно на торец внутреннего кольца.

Монтаж подшипников с диаметром отверстия больше 100 мм производится гидравлическим методом. Контроль радиального зазора осуществляется с помощью щупа ввиду того, что при осевом продвижении закрепительной втулки внутреннее кольцо подшипника деформируется и радиальный зазор уменьшается.

Крупные сферические роликовые подшипники с диаметром отверстия более 300 мм перед монтажом разогревают до 60-70°С. При установке игольчатого подшипника без сепаратора последняя игла должна входить с зазором, величиной от 0,5 до 1 диаметра иглы. Для этого можно установить последнюю иглу с меньшим диаметром.

В процессе монтажа подшипников по возможности нужно проверять плотность и правильность прилежания торцов колец подшипника к торгам заплечиков, особенно, если при осевых усилиях. Для этого используют щуп толщиной от 0,03 мм. Такую проверку следует проводить также с торцами подшипников и с торцами прижимающих их в осевом направлении деталей. Нужно контролировать правильность расположения подшипников в опорах одного вала. После завершения установки вал от руки должен вращаться легко и плавно. В радиально-упорных и упорных подшипниках осевой зазор выставляют осевым смещением наружного и внутреннего колец при помощи гаек, прокладок и распорных втулок. В собранном узле измерительный наконечник индикатора подводят к торцу выходного конца и по разнице показаний при крайних положениях вала контролируют осевой зазор. Для этого вал смещают в осевом направлении до полного контакта тел качения с поверхностью качения соответствующего наружного кольца.

Зазоры радиальноупорных подшипников в быстроходных узлах для повышения точности вращения выбирают, создавая стабильный натяг на подшипники. К вращающемуся кольцу подшипника прилагают осевое усилие через тарированную пружину, точно фиксируя тела качания на дорожках качения.

С целью предотвращения закусывания перед монтажом крупных подшипников в разъемные корпуса можно производить расшабривание поверхностей полуотверстий в местах разъема. Плотность контакта крупных подшипников с посадочными местами проверяют с помощью калибра и краски, отпечатки которой должны составлять не менее 75% общей посадочной площади. В разъемных корпусах при помощи щупа контролируют плотность и равномерность прилежания основания крышки. Допустимый зазор не трое 0,03-0,05 мм. В собранном узде контролируют наличие зазоров между вращающимися и неподвижными деталями, а также между торцами неподвижных делает и торцами сепараторов. Важно проверить совпадение проточек для подачи смазки в корпусах со смазочными отверстиями в наружных кольцах подшипников.

После установки подшипников с цилиндрическими роликами и без бортов следует проверить относительное смещение наружного и внутреннего колец осевом направлении. Допускается смещение не более 0,5 мм для подшипников с короткими роликами и не более 1 мм для подшипников с длинными роликами.

Диагностика установленных подшипников

После завершения установочных работ и введения в подшипниковые узлы смазки согласно технической документации, производится пробный пуск на низких оборотах без нагрузки для проверки качества монтажа. Во время пробного пуска контролируют шум вращающихся подшипников. При правильном монтаже и достаточной смазке подшипники создают тихий, равномерный шум. При недостатке смазки или трении деталей присутствует свистящий шум. Малый зазор в подшипнике может вызвать звенящий металлический звук. Посторонние частицы при попадании на дорожку качения наружного кольца создают равномерный вибрирующий звук. Периодический шум при неизменной частоте вращения сигнализирует о повреждении тел качения. Шум, появляющийся при изменении частоты вращения может появляться вследствие повреждения колец во время установки или усталостного выкраивания на поверхностях качения. Загрязнение подшипника выдают стучащие звуки. Наконец, сильно поврежденный подшипник будет создавать неравномерный громкий шум. При шумовой диагностике подшипников следует делать поправку на особенности узла и возможные неполадки других его деталей — зубчатых передач, соединительных муфт и прочих неправильно изготовленных или плохо подогнанных деталей. 

Другим фактором, по которому можно диагностировать работу подшипника, является его температура. В нормальном режиме эксплуатации температур подшипника не должна превышать температуру окружающей среды более чем на 30°С.

Повышенная температура подшипника сигнализирует о малом зазоре или чрезмерно сильном натяге, дефиците смазки, увеличенном моменте трения из-за износа рабочих поверхностей или взаимного перекоса колец. Возможна комбинация нескольких факторов, но нужно учитывать, что в течение 1-2 дней после смазывания температура подшипника немного повышена.

Демонтаж подшипников

Демонтаж подшипников производят при неправильном монтаже и при замене деталей подшипникового узла. Демонтаж нужно производить не менее аккуратно чем установку, поскольку можно повредить рабочие детали подшипникового узла. А из-за вероятности ошибок при повторном монтаже, демонтаж необходимо производить при наличии для этого существенных оснований. Демонтаж производится при помощи специального инструмента и приспособлений.

Проконсультируют и помогут в выборе правильных подшипников специалисты «Промышленной автоматизации» в Ростове-на-Дону.

Каталог