Монтаж и обслуживание зубчатых реек
Зубчатые рейки являются важной деталью любого исполнительного механизма, от качества и правильности их монтажа зависит точность и надежность работы, долговечность деталей и общая безопасность производственного процесса. По этой причине, монтаж и эксплуатация зубчатой рейки должны производиться в соответствии со строгими правилами.
Монтажники
Для допуска к монтажу персонал проходит подготовку по технике монтажа и технике безопасности. При этом накладывается ряд ограничений и запретов, например, нельзя превышать эксплуатационные характеристики по мощности и скорости, следует строго соблюдать климатические условия эксплуатации, запрещается вносить конструктивные изменения.
Подготовка к монтажу
Все работы на оборудовании производятся только после его обесточивания, на устройстве включения напряжения должна быть вывешена предупреждающая табличка. Для проведения монтажа нужно сделать следующие приготовления:
- Подготовить подъемное и страховочное устройства для подъема и предварительной фиксации тяжелых зубчатых реек;
- Подготовить основание под рейку, представляющее собой одну, в случае с приводами продольных перемещений кареток станков, или две, для приводов откатных ворот, перпендикулярных поверхности.
Основание следует очистить от пыли, загрязнений, посторонних частиц в виде стружки и заусенцев. Для большей плотности прилегания, внутренний радиус угла пересечения поверхностей должен быть меньше размера фаски рейки на 0,2-0,5 мм
- Очистить рейки от пыли, загрязнений и посторонних частиц;
- Подготовить приспособление для точной выверки, соблюдения геометрии зацепления при монтаже смежных зубчатых реек;
- Подготовить струбцины, для фиксации выставленных зубчатых реек;
- Подготовить крепежный инструмент необходимой размерности.
Монтаж
Процесс монтажа включает несколько этапов:
- Заранее подготовленные 3 зубчатые рейки нужно приложить к опорным поверхностям и закрепить винтами не затягивая.
- Используя приспособление проверки геометрии зацепления, выставить стыки смежных реек справа и слева от средней зубчатой рейки. Если специального приспособления нет, можно воспользоваться одной из подготовленных рабочих зубчатых реек.
- Рейки нужно прижать к опорной поверхности, используя струбцины. Под струбцины необходимо заранее подложить деревянные бруски.
- Произвести затяжку винтов крепления.
- Снять струбцины и повторно проверить стыки зубчатых реек. Должна быть соблюдена допустимая погрешность в размере между тремя впадинами стыкуемых реек и размере между тремя впадинами цельной рейки. Если отклонения превышают допустимые, следует ослабить винты и заново провести проверку стыков.
Штифтование зубчатых реек
В ходе эксплуатации, возможно смещение зубчатых реек в пределах зазора резьбовых соединений. Чтобы не допускать такого смещения, зубчатые рейки дополнительно фиксируют цилиндрическими штифтами. Этот процесс проводится в четыре этапа:
- Подготовить цилиндрические штифты, соответствующие стандарту DIN 7979:1977. Диаметр штифтов должен быть близким к диаметру крепежных винтов, также, штифты должны иметь внутреннюю резьбу, чтобы их можно было извлечь при обслуживании рейки.
- Закрепить рейки с проверенными стыками при помощи струбцин в местах крепления.
- Просверлить в зубчатой рейке отверстия под штифты, по одному с каждого края рейки. Отверстия под штифты должны соответствовать классу точности штифтов и сверлятся с отступом около 2 сантиметров от крепежных отверстий.
- Очистить штифтовые отверстия от стружки и заштифтовать рейку. По завершении работы, снять струбцину.
Проверка зазора зацепления и первичная смазка
Важной процедурой во время монтажа зубчатых реек является проверка зазора зацепления. От того, насколько правильно выставлен зазор зацепления, зависит степень износа рабочих поверхностей зубчатой рейки, шестерни, направляющих и ролика. Для проверки правильности зазора нужно проделать следующие операции:
- Очистить зубья рейки о шестерни от масляной пленки, после чего промыть.
- Нанести на рабочие поверхности красящий состав.
- Несколько раз прокатать шестерню по всей длине рейки.
- По пятну контакта определить правильность зазора.
- Отрегулировать зазор, если необходимо. Для этого следует воспользоваться возможностями регулировки узла приводящей шестерни.
- Тщательно промыть рабочие поверхности рейки и шестерни, затем нанести слой смазки.
Техническое обслуживание зубчатой рейки
Для обслуживания зубчатой рейки разработана карта техобслуживания. Все работы рекомендуется проводить в соответствии с этой картой. Она включает следующие работы:
- Промывка и смазка рейки, шестерни и направляющей. Периодичность этой процедуры определяется согласно рекомендациям производителя, но должна быть не реже одного раза через каждые 200 часов работы оборудования.
- Контроль и корректировка зазора зацепления. Контроль производится во время периодической замены смазки, регулировка по результатам замера в случае необходимости.
- Замена зубчатой рейки. Периодичность определяется согласно рекомендациям производителя и зависит от износа.
Купить общие детали машин и получить консультацию по подбору и обслуживанию можно в интернет-магазине «Промышленная Автоматизация».
Оставить заявку или получить обратную связь вы можете написав нам на info@industriation.ru или позвонив по бесплатному номеру 8 800 550-72-52. Специалисты отдела продаж подберут оборудование, проконсультируют по возникшим вопросам и проконтролируют поставку.