info@industriation.ru
Для заявок и обратной связи
Звонок бесплатный
Сравнения
Избранное
Корзина
0
Меню

Дефекты и неисправности подшипников

Подшипники – это одни из самых высокоточных изделий в машиностроении, их производят в условиях строгих требований к качеству в соответствии с ГОСТами. Соблюдение оптимальных рабочих условий позволяет эксплуатировать подшипники непрерывно в течение многих лет. Но идеальные условия эксплуатации удается создать довольно редко и это сокращает рабочий ресурс подшипников. На срок службы подшипников влияют не только технология производства, условия хранения и грамотный подбор в соответствии с задачей, но и качество монтажа и своевременное и эффективное обслуживание.

Существуют следующие виды повреждений и неисправностей подшипников:

  • Разрушения поверхности, связанные с усталостью материала, могут быть вызваны неподходящей смазкой, недостаточной ее вязкостью или нарушением целостности смазочной пленки. Вначале возникают подповерхностные микротрещины, поверхность дорожки начинает растрескиваться и отслаиваться. При накоплении усталости в материале дорожки ее поверхность становится шероховатой, подшипник начинает шуметь и излишне нагреваться. Усталость материала накапливается в условиях постоянных перегрузок или если подшипник плохо обработан и загрязнен. Поэтому для избежания или замедления такого рода повреждений подшипник должен быть чистым и своевременно и качественно смазан.
  • Выкрашивание поверхности так же является следствием усталости материала, но в отличие от разрушения поверхности, отличается более высокой степенью повреждения подшипника и указывает на исчерпание ресурса усталости. Когда подповерхностные трещины доходят до поверхности, появляется глубокое расслаивание. Преждевременное и глубокое растрескивание может быть следствием плохой посадки вала, искривлений корпуса и неправильной установки. В этих условиях возникают слишком высокие кромочные напряжения.
  • Абразивный износ вызывается мелкой абразивной пылью, попадающей в подшипник при установке, через плохие уплотнения или с грязной смазкой. В зависимости от типа абразивного износа, поверхность зеркально пользуется или приобретает тусклый металлический цвет. Чтобы избежать или замедлить абразивный износ подшипника при монтаже необходимо протирать каждый элемент перед смазкой чистой тканью, и содержать в чистоте рабочие поверхности, а загрязнение после установки подшипника помогут предотвратить хорошие или промываемые уплотнения и чистые качественные смазочные материалы.
  • Атмосферная коррозия вызывается влагой, попавшей в подшипник из атмосферы. Оказавшись внутри, влажный воздух конденсируется, нарушая целостность смазочной пленки в местах контакта тел и дорожек качения. Использование качественного уплотнения и эффективной пластичной смазки предотвращает возникновение атмосферной коррозии, а при каждой продолжительной остановке машины подшипник необходимо заполнить смазкой.
  • Фреттинг - коррозия похожа на обычную коррозию. Но возникает на посадочных поверхностях подшипника на вал и на прочих сопрягаемых поверхностях. Она вызывается микроскопическими нагрузками. Образующиеся в результате износа частицы имеют черный цвет в присутствии воздела и красный в его отсутствие. Фреттинг-коррозия приводит к ослаблению посадки внутреннего кольца на валу, или наоборот, заклинить его, тогда подшипник невозможно будет снять. Так же возможно разламывание кольца. Во избежание возникновения такого вида коррозии необходимо следовать рекомендациям производителя относительно допусков и следить, чтобы все элементы были подогнаны наилучшим образом.
  • Бринеллирование может быть следствием нарушения технологии установки подшипника, высоких статических или ударных нагрузок, сильных механических ударов, возникающих при падении машины. При таком виде повреждения на поверхности колец образуются регулярные поперечные риски, следующие друг за другом, впоследствии развивающиеся в заметные отпечатки. Это происходит из-за пластических деформаций металла в местах контакта, возникающих вследствие перенапряжения металла. Если при монтаже подшипника исключить передачу монтажного усилия через тела качения, бринеллирование можно предотвратить. При неизбежности таких нагрузок при установке и процессе эксплуатации, нужно использовать подшипники, рассчитанные на более высокий нагрузки.
  • Ложное бринеллирование характеризуется отпечатками на дорожках, но в отличие от обычного бринеллирования, отпечатки не только продавливаются в металле, но и сам металл сдвигается, в результате чего места повреждения не видны. Такое повреждение появляется в результате сильных вибраций машины в нерабочем состоянии, например при транспортировке или при передаче вибраций рядом стоящих машин. Избежать появление ложного бринеллирования можно, если правило закреплять транспортируемые валы с подшипниками и изолировать машину от вибраций соседних агрегатов, используя раздельные фундаменты или виброопоры.
  • Повреждения электротоком или точечный питтинг в результате электрического сваривания носит регулярный характер на поверхностях элементов качения и на дорожке качения. Повреждение возникает в результате прохождения через подшипник электрического тока, которое может вызвать также случайное выкрашивание. Чаще всего повреждения электротоком вызывает статическое электричество, создаваемое ремнями транспортера и токами сварочных аппаратов. Для предупреждения таких повреждений сварочное оборудование необходимо заземлять, а транспортеры снабжать заземляющими лентами.
  • Адгезивный износ появляется в результате перемещения металла с одной поверхности на другую, например из-за проскальзывания вследствие перегрузки и недостаточной смазки подшипника. На торцах цилиндрических роликов адгезия может возникать из-за повышенной осевой нагрузки на подшипник. Неправильная сборка и недостаточная смазка подшипника также может привести к адгезивному износу.
  • Выбоины поверхности, как и бринеллирование являются результатом пластических деформаций, но возникают при повреждении поверхности - царапины, истирание посторонними частицами, являющимися продуктами износа или попавшими в подшипник при работе. Во время вращения тела качения захватывают эти частицы, которые оставляют на дорожке качения случайные насечки. Вокруг этих насечек возникает концентрация напряжений и разрыв масляной пленки, из-за чего происходит выкрашивание металла и образование выбоин. Использование хороших уплотнений и частая смазка, вымывающая посторонние частицы, уменьшают вероятность появления выбоин. 
  • Повреждения при сборке носят механический характер и могут появиться вследствие недостаточного опыта сборки или нарушения технологического процесса. 
  • Перегрев обычно является следствием недостаточной смазки, трения наружного кольца о вращающийся вал, излишним обжимом наружного кольца при установке в корпус машины или слишком высокой частотой вращения вала. Иногда перегрев подшипника может быть вызван внешним источником, например термической печью. Зачастую такой вид повреждений связан с полным отказом подшипника.
  • Несоосность колец влечет за собой повышенные осевые нагрузки, вызывающие усталостное разрушение и сильные сколы поверхности. Также несоосность колец может привести к фреттинг-коррозии и выкрашиванию.
  • Разрушение из-за дисбаланса происходит, когда ротор с нарушенной балансировкой оказывает повышенную вибрационную нагрузку на подшипник. Для предотвращения такого разрушения необходима балансировка отдельных частей ротора с максимальной точностью.
  • Раскалывание, раздробление деталей происходит из-за большой перегрузки подшипника. Могут быть повреждены как отдельные детали, так и вся конструкция. 
  • Повреждение сепаратора из-за образования в нем трещин и разрушения ведет быстрому выходу из строя подшипника. Наиболее частая причина повреждения сепаратора - его изгиб, когда шарики движутся по взаимно-пересекающимся путям из-за несоосности. Иногда причиной повреждения сепаратора может явиться неправильная сборка, загрязнение или недостаточное смазывание подшипника.
Купить качественные подшипники можно в интернет-магазине «Промышленная Автоматизация». Специалисты отдела продаж помогут сделать правильный выбор, проконсультируют по возникшим вопросам эксплуатации и ухода за оборудованием.

Каталог