Обгонные муфты
Обгонные муфты или муфты свободного хода представляют собой устройства механической трансмиссии. Муфты используются для предотвращения передачи крутящего момента от ведомого вала обратно к ведущему в случае, если по какой-либо причине ведомый начинает вращаться быстрее. То есть позволяют избежать перегрузок при остановке вала отбора мощности. Устройства также используются в тех случаях, когда необходимо передать крутящий момент лишь в одну сторону.
Применение
Муфты свободного хода нашли широкое применение в составе карданных валов, в коробках передач автомобилей, в задних осях велосипедов, в мотоциклах с электростартером, генераторах, пневматических сеялках, косилках, металлорежущих станках, в пусковых приводах для двигателей внутреннего сгорания и других машинах.
Принцип действия
Муфты свободного хода не требуют наличия приводов управления ею, так как обладают простым принципом работы. В зависимости от соотношения угловых скоростей, устройства способны в автоматическом режиме сцеплять и расцеплять валы. Если скорость ведущего вала больше скорости ведомого вала, то муфта сцепляет валы. При меньшей скорости ведущего вала, муфта расцепляет валы, не препятствуя ведомому валу свободно обгонять ведущий вал.
Простым примером использования данных устройств является велосипедный привод. Во время езды, когда велосипедист перестает крутить педали, велосипед все равно продолжает двигаться по инерции. Обгонная муфта велосипеда срабатывает, педали отключаются от колес, и они не ударяют по ногам велосипедиста.
Конструкция
Конструкция обгонной муфты состоит из двух колец, которые вставлены друг в друга. На поверхность внешнего кольца нанесены специальные пазы, а на поверхности внутреннего — лепестки и подпружиненные шарики подпирающее внешнее кольцо. Кольца взаимодействуют так, что когда кольца вращаются в одном направлении подпружиненные шарики и лепестки состыковывают оба кольца, которые при вращении зависят друг от друга. При противоположном вращении упругий элемент муфты утапливается и колеса уже осуществляют независимое вращение.
В углублениях внутреннего кольца установлены ролики, которые под действием пружин прижимаются к канавкам на внешнем кольце, ограничивая тем самым его самостоятельное вращение. В результате внешнее кольцо начинает вращаться синхронно с внутренним. При достижении внешним кольцом большей угловой скорости, чем у ведущего вала, ролики под действием центробежной силы сжимают пружины, вследствие чего выходят из зацепления с внешним кольцом. Внешнее кольцо, не передавая усилий на ведущий вал, может развивать гораздо большую угловую скорость, не повреждая возможными перегрузками весь механизм.
Классификация
По способу сцепления полумуфт обгонные муфты различаются на фрикционные и храповые. У фрикционных почти полностью отсутствует мертвый ход и работают они бесшумно. Состоят из внешней и внутренней обоймы, пружины для выталкивания роликов и самих роликов. Роликовая муфта является неразборным узлом. Фрикционные муфты по компоновке делятся на муфты с радиальным и осевым замыканием.
У храповых внутренняя поверхность внешнего кольца оборудована зубьями и упором с одной стороны Оба кольца заклинивает специальная собачка и прижимается к внешнему кольцу с помощью пружины. Храповый механизм надежнее, чем устройство с роликами. При этом храповый механизм является ремонтопригодным, в отличие от механизма с роликами.
По конструкции элементов обгонные муфты классифицируются на: ленточные, пружинные, клиновые и другие их виды. Клиновые муфты, в свою очередь, делятся на роликовые и клиновые. Наиболее широко применяемые — роликовые обгонные муфты.
Ассортимент продукции
Существует довольно большой ассортимент обгонных муфт от мировых компаний-производителей: NBS (серии HF, HFL) и CTS (серии UK, UKC, UKCC, CB, US, USNU, GP, CKN, UF, GL, GVG, GV, GS).
Устройства отличаются областью использования, конструктивным исполнением, материалами изготовления, габаритніми размерами, внутренними и внешним диаметрами, обладают различными техническими характеристиками.
Все представленные устройства отличаются высокой надежностью, долговечностью, имеют высокие эксплуатационные характеристики, соответствуют стандартам качества, требованиям надежности и безаварийной работы.